24 февраля 2025 г. Коммунальное производственное унитарное предприятие «Гродненский завод по утилизации и механической сортировке отходов» провело встречу работников со старшим помощником прокурора г. Гродно Ольгой Сотниковой. Встреча организована в ходе проведения заседания действующей на предприятии комиссии по противодействию коррупции в рамках выполнения плана мероприятий по противодействию коррупции на 2025 год.

Старший помощник прокурора разъяснила особенности законодательства Республики Беларусь в сфере противодействия коррупции, привела примеры выявления и пресечения правоохранительными органами противоправной деятельности отдельных должностных лиц, использовавших служебное положение в корыстных целях.
Также Ольга Сотникова отметила: «В системе законодательства Республики Беларусь основополагающим нормативным правовым актом в сфере противодействия коррупции является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Им определены статус государственного должностного и приравненного к нему лица, закреплены понятия конфликта интересов, руководящая должность, близкие родственники и др. В частности, статьями 16 и 17 Закона установлены требования для государственных должностных лиц подписывать обязательства о соблюдении антикоррупционных ограничений и приводится их перечень. В статьях 25 и 37 Закона перечислены правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения. Так, к числу правонарушений, создающих условия для коррупции, относится вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность других государственных органов и иных организаций, если это не входит в круг его обязанностей; оказание таким лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий; отказ в предоставлении информации, если это предусмотрено нормами законодательства, предоставление неполной или недостоверной информации, требование от лиц информации или документов, не предусмотренных актами законодательства; нарушение порядка предоставления и использования спонсорской помощи, организации и проведения процедур закупок, конкурсов, аукционов.
К числу коррупционных правонарушений, предусмотренных ст. 37 Закона, относится вымогательство или принятие государственным или приравненным к нему лицом имущества, подарков, иной выгоды для себя и для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении трудовых обязанностей, а также мелкое хищение путём злоупотребления служебными полномочиями.
Ответственность за совершение правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений может быть как дисциплинарной, так и административной или уголовной, в зависимости от тяжести содеянного и наступивших последствий.
В силу п.5-1 ч.1 ст.47 Трудового Кодекса Республики Беларусь нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства, предусмотренного законодательством о борьбе с коррупцией, совершение правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения являются дополнительными основаниями прекращения трудового договора с работником. Наиболее часто государственными должностными лицами совершаются коррупционные преступления в сфере закупок и экономической деятельности: получение взятки за лоббирование интересов конкретного поставщика (ст.430 Уголовного кодекса Республики Беларусь)».
Со своей стороны руководство предприятия уведомило старшего помощника прокурора о внедрении на предприятии Системы менеджмента борьбы со взяточничеством в соответствии с требованиями стандарта СТБ ISO 37001-2020 и гарантировало выделение необходимых ресурсов на реализацию Политики в области предупреждения и противодействия коррупции и взяточничеству, а также обеспечение постоянного повышения результативности Системы менеджмента борьбы со взяточничеством.
Об авторе